Легенда финского рока Харри Ринне (76) уже долгое время живет не в Тампере, а в самом маленьком уезде Эстонии – на Хийумаа со своей женой-эстонкой, которую он горячо любит. Он фотографирует животных и птиц, пишет новые песни и не находит особых поводов жаловаться на жизнь в Эстонии за исключением того, что зимой здесь часто бывает скользко. Харри не любит скользкие улицы и лестницы и говорит об этом на чистом эстонском языке.
Уже много лет Харри Ринне увлекается фотографией и пытается запечатлеть природную красоту Хийумаа, а также редких животных и птиц, обитающих на острове. — Фото: Частный архив
Когда того требует ситуация, Харри, известный прежде всего как музыкант и автор песен, может быть серьезным, но чаще ему свойственны юмор и здоровый сарказм. Финская манера шутить, сохраняя серьезное выражение лица, знакома эстонцам. На вопрос, все ли финские хиты последних 50 лет принадлежат его перу, Харри отвечает: «Не все. Думаю, половину этих песен написал не я».
Творчество многогранно и богато
Автор этой статьи в юности часто слушал песни или в исполнении Харри Ринне, или написанные им, и задавался вопросом, как простой смертный может быть настолько творческим человеком. Харри написал и несколько книг, одна из которых посвящена Поющей революции в Эстонии: это история бескровной борьбы за свободу, которую он рассказал с точки зрения музыкантов. Если спросить Харри, есть ли что-нибудь, чем он в своей жизни не занимался, он называет альпинизм, серфинг и мотоциклы. «Эти и многие другие вещи действительно остались нереализованными», – говорит он. Но есть и такое, что ему совершенно не дается – например, живопись и запоминание лиц: «Мне нужно встретиться с человеком раз 15, и только тогда я, может быть, запомню его. А еще у меня отсутствуют стиль и вкус,» шутит он.
Над чем сейчас работает Харри? «Как раз сегодня я отправил английский текст для одного из треков к фильму Мика Каурисмяки "Клан". Судя по всему, этот киносюжет будет издан в виде книги, и они подумали, что смогут перевести и музыкальную часть. Затем я отправил несколько текстов группе Haul Bros. Они выступали в рамках нашего 50-го тура Coitus Int Revival (ансамбль, созданный в 1972-м году вместе с Микко Алатало и Юйсе Лескиненом– прим. Р.С.). Еще я подал ходатайство в Финский капитал культуры. Это, наверное, вершина словесного искусства: ходатайство. Я сделал это для возможной книги», – отвечает он.
Харри Ринне, Андрус Кивиряхк и Рене Сатси обмениваются мыслями. — Фото: Частный архив
Если сравнить две соседние страны
«Эстония и Финляндия не слишком похожи, но вот эстонцы и финны – более или менее похожи, – говорит Харри. – Просто исторически эстонцы вежливее и умнее. Вежливее – потому что не хотели идентифицировать себя с оккупантами, умнее – потому что иначе они бы не выжили. Проявление этой мудрости мы видим, например, в том, что эстонцы не копируют слепо то, что делают финны, как это было у финнов со шведами, а сначала смотрят на результат»
Харри считает, среди прочего, что эстонец боится не смерти, а того, что его работа останется незавершенной. «Эстонцы все время ужасно спешат», – говорит он. Вместе с тем он рад, что встретил эстонку, с которой смог связать свою жизнь. «У меня замечательная жена! Жизнь с ней приносит мне много радости! Я должен был уже давно понять, что жена должна быть с Хийумаа, а не из Финляндии, – ухмыляется он и продолжает шутливым тоном. – Первое, что важно в женщине, – ее голос. Голос женщины с Хийумаа вызывает те же эмоции, что и запах выглаженного белья, а голос финки напоминает сломанный бытовой прибор. В Финляндии женщина считает, что мужчина отвечает за ее счастье. Женщина с Хийумаа заботится, чтобы были счастливы оба».
Между финнами и эстонцами есть и другие различия: «Я видел и слышал, как многие эстонцы на Новый год подводят своего рода итоги: что получилось, что нет. Финн же обычно дает пару обещаний в конце года и нарушает их уже ко второй неделе января. Кроме того, поначалу общая вежливость эстонцев по сравнению с финнами казалась мне странной. Теперь я к ней привык, но сам так вести себя пока не научился».
Сравнение СМИ, на взгляд Харри, тоже в пользу Эстонии: «Я заметил, что эстонская пресса намного лучше финской. По сравнению с Финляндией, эстонцы действительно создают впечатление, что служат народу. Нет какой-то своей повестки, какого-то сценария. Когда нужно, они могут быть и жесткими. Но все равно сохраняют вежливость».
Харри нравится путешествовать по Берлину, Праге, Мадриду, Малаге, Порту, Бильбао, Венеции, Турину, Генуе, Севилье, Кордове. Раньше даже по Стокгольму, но, по словам Харри, сейчас там уже не так прекрасно. — Фото: Частный архив
На вопрос, кем он чувствует себя в большей степени после многолетнего проживания в Эстонии – по-прежнему финном, эстонцем или кем-то еще, Харри отвечает, что когда он приехал сюда, его «программному обеспечению» было уже 50 лет: «Я так запрограммирован, что не смогу почувствовать себя эстонцем, даже если бы захотел». А о смене места жительства он отзывается так: «На закате истории, тысячи лет назад, финны в большинстве своем приехали из Эстонии. Некоторые могли бы вернуться домой!»
Ринне любит природу Хийумаа и говорит, что в таком месте, где природа является одним из основных компонентов бытия, могут жить только те, кому не скучно с самим собой. Эстонцы вообще очень близки к природе, считает он. А финны? «Наверное, да, – отвечает Харри. – Хотя сейчас народ, особенно молодежь, стремительно урбанизируется. Уже есть поколения, которые никогда не видели корову!» Если бы Хийумаа растаял в воздухе, Ринне переехал бы в Тарту или в Вильянди: ему кажутся привлекательными эти места.
Составители книги Владислав Коржец и Харри Ринне на презентации мемуаров Kuulaps о Рихо Сибуле. — Фото: Ээро Вабамяги / Postimees
Жизнью на острове можно быть довольным
По словам Харри, он живет в раю на земле. «У меня замечательные друзья и на Хийумаа, и в других точках Эстонии, а, может, и в Финляндии или где-то еще, – рассказывает он, добавляя, что это настолько хорошие люди, что он их, возможно, даже не заслужил. – Лень и стремление к комфорту не позволяли мне делать настолько хорошо и много, насколько я способен, но сейчас это меня уже не волнует».
Говоря о будущем, Харри говорит, что раз его одноклассник уже был президентом Финляндии (Саули Нийнистё, занимавший этот пост с 2012 по 2024 год– прим. Р.С.), было бы здорово стать президентом Эстонии.«Вот бы сказать: "Смотри, Саули, чего добился я!" – смеется он. – Но в то же время кто хочет жить так, что у тебя расписана каждая минута? Нельзя в середине дня решить "что мне этот президент Уганды, лучше пойду-ка я пить кофе в Roheline Maja". И каждый твой жест и зевок имеют значение. Нельзя заснуть на скучном концерте или скорчить мину, если восторженный оратор несет чушь». И Харри продолжает жить в Эстонии, не становясь президентом.
Интервью провёл и записал Рене Сатси.